Обухов Л. Я. Символика цвета (ОРАНЖЕВЫЙ)
Оранжевый
цвет характеризует зрелость личности и силу
механизмов "Я”. Он образуется
при соединении желтого цвета,
выражающего активность и
экстраверсию, и красного цвета,
символизирующего страсть и плоть.
Соответственно, в оранжевом цвете
нашло воплощение сочетание
психологических особенностей
образующих его цветов. В этом
отношении это - один из самых
благоприятных для
психотерапевтического прогноза
цветов. Это цвет радости,
удовольствия, стремления к достижению
и самоутверждению,
цвет энергии
и силы. Он оказывает благотворное
действие на психику человека,
снимая напряжение в конфликтах. С
другой стороны, он вытесняет другие цвета, может внести
в жизнь потрясение, символизирует страсть
борьбы, демоническое
начало войны. [7, 11]
В
теории цвета И. В. Гете, которую
великий немецкий поэт считал
главным делом своей жизни [8],
оранжевому цвету отводится важное
место между двумя полюсами: красно-желтым
и желто-красным. И.В. Гете
характеризует оранжевый цвет как
сгущение и усиление свойств
желтого цвета. Это цвет теплоты и
блаженства, раскаленного жара,
пекла, накала, и, в то же время,
мягкого отблеска заходящего
солнца. Поэтому этот цвет приятно
радует глаз, когда используется в
окружающей обстановке или одежде.
Активная сторона оранжевого цвета
связана, по И.В. Гете, с его
высочайшей энергией. Стоит ли
поэтому удивляться, что "энергичные
и здоровые люди”
особенно рады этому цвету. И.В. Гете
считал, что "достаточно
пристально посмотреть на вполне
желто-красную поверхность, чтобы
показалось, что этот цвет
действительно врезался в наш глаз”,
он как бы входит, вонзается в тело. "Он
вызывает невероятное потрясение...”
И.В. Гете отмечает, что оранжевый
платок возбуждает и беспокоит
также и животных. [3, с. 325]
АССОЦИАЦИИ
И ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Пламенная
теплота оранжевого цвета вызывает,
по F. Stefanescu-Goanga [21], ассоциации с
апельсинами, южными ландшафтами и
заходом солнца. Оранжевый цвет
особо связан с огнем.
В
одежде оранжевый цвет
используется в качестве
сигнального цвета, например, при
дорожных работах.
Как
близкий солнечному свету
оранжевый цвет используется в
одеждах индийских монахов.
Оранжевый, как цвет солнца, - это
цвет просветления.
Психическое
воздействие оранжевого цвета
единодушно характеризуется как
возбуждающее, теплое и радостное. В
оранжевом цвете соединяются
сияющая сила желтого цвета и
витальное, страстное начало
красного цвета. Таким образом,
оранжевый цвет может оттенить или
вытеснить другие цвета.
F. Stefanescu-Goanga
связывает оранжевый цвет с
радостным чувством удовольствия.
[21]
R. Heiss
и H. Hiltmann считают оранжевый,
также как и желтый, цветом
экстраверсии [15]. По их мнению, это
как бы второй фронт после желтого и
красного цвета. Оранжевый цвет
связан со стремлением к достижению
и самоутверждению.
В
тесте цветных пирамид Макса
Пфистера оранжевый цвет - это,
прежде всего, "цвет телесности”.
[16]
По
сравнению с красным цветом
содержащийся в оранжевом цвете
желтый компонент выражается как на
телесном уровне, так и в более
совершенной эмоциональности, в
более направленном движении.
H. Frieling
и X. Auer называют оранжевый цвет "праздничным,
радостным, согревающим” [14]. Его
считают также "цветом светлого
изобилия”.
F. Birren
характеризует оранжевый цвет как
"веселый, общительный, живой,
энергичный, сильный и действенный”
[13].
Johannes
Itten описывает оранжевый цвет как
смешение желтого и красного цветов.
Оранжевый цвет как бы находится в
средоточии большой излучающей
активности. Он обладает солнечной
силой свечения, воплощенной в
сфере материального начала,
которая достигает в красно-оранжевом
цвете максимума теплой активной
энергии. [18]
E. Heimendahl
[17] описывает оранжевый цвет как
имеющий благотворное воздействие,
т. к. он снимает напряжение во
всех конфликтах, легко и ясно
показывая радостные стороны жизни,
в то время как синий цвет -
противоположность оранжевому -
показывает серьезные стороны
жизни.
Оранжевый
цвет также неоднороден. В нем тоже
можно выделить целую шкалу
оттенков - от светлых желтоватых до
огненно-красных тонов.
J. Itten
[18] считает, что главный компонент
оранжевого цвета - это красный цвет.
В оранжевом цвете теплый тон
красного достигает максимума
огненной силы. При правильном
подборе контраста, красно-оранжевый
цвет может символизировать
страсть борьбы. Этот цвет
символически связан с планетой
Марс. Он символизирует
демонический мир войны.
Сражающиеся воины часто носят
красно-оранжевые одежды.
По
Максу Люшеру [19], если к чистому
желтому добавляется возбуждающий
красный и полученный цвет
приближается к оранжевому, то
основное значение желтого (раскрытие
и установление контактов)
повышается в сторону активной
интенсивности. Благодаря красному
желтый становится полнее и весомее.
Он выражает стихийное,
сладострастно-радостное ощущение
и переживание. Здесь нет
благоразумной сдержанности или
изощренности. Красно-желтый и
оранжевый передают атмосферу,
которая часто изображалась на
картинах старых голландских
мастеров - с пышными кутящими
девицами и солдатами.
Если
же красный цвет усилить
родственным ему желтым, то в
полученном оранжевом цвете "внутреннее
движение красного цвета начинает
становится движением излучения,
излияния в окружающее”
[4, с. 203]. Такое заключение делает
Василий Кандинский в своей книге "О
духовном в искусстве”.
Он сравнивает оранжевый цвет с
человеком, убежденным в своих
силах, и вызывающим поэтому
ощущение исключительного здоровья
[там же]. Оранжевый цвет вызывает у
В. Кандинского ассоциацию со
звучанием церковного колокола
средней величины, призывающего к
молитве "Angelus”,
или же с сильным голосом альта, а
также с альтовой скрипкой, поющей
ларго [там же].
В
теории "звук-цвет”,
разработанной русским
композитором Александром
Николаевичем Скрябиным,
оранжевому цвету соответствует
нота "ля”,
символизирующая в музыке "легкомысленность
в смысле легкого и беззаботного
восприятия мира”.
В
Пифагорейской школе, связывавшей
воедино "число-звук-цвет”,
оранжевый цвет соответствовал
цифре "5”.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Б.А. Базыма
и И.И. Кутько из Украинского НИИ
клинической и экспериментальной
неврологии и психиатрии в г. Харькове
провели экспериментальную
проверку валидности "Клинического
цветового теста”
М. Люшера по отношению к типам
акцентуаций характера по Э. Крепелину,
П. Б. Ганнушкину и А. Е. Личко
[1].
Положительное
отношение к красно-желтому цвету явно отмечается
у людей гипертимного типа или конституционально-возбужденных.
П.Б. Ганнушкин вслед за Э. Крепелиным
описывает их как "блестящих,
но большей частью неравномерно
одаренных субъектов, которые
изумляют окружающих гибкостью и
многосторонностью своей психики,
богатством мыслей, часто
художественной одаренностью,
душевной добротой и отзывчивостью,
а главное, веселым настроением. Это
люди, быстро откликающиеся на все
новое, энергичные и предприимчивые”
[2]. В то же время для них характерны
поверхностность и неустойчивость
интересов, постоянная потребность
в увеселениях.
Желто-красный
цвет предпочитают люди с циклоидным
типом акцентуаций характера
[1], для которых характерна
периодическая смена состояний
возбуждения и депрессии.
ПСИХОТЕРАПИЯ
ЦВЕТОМ
Оранжевый
цвет несет в себе возбуждающее и
жизнерадостное начало. Это шумный,
жаркий, пламенный, бодрый и веселый
цвет [6]. В отличие от синего это
неинтимный цвет.
Оранжевый
цвет укрепляет волю, поддерживает
сексуальность, активизирует
деятельность желез внутренней
секреции, регулирует обменные
процессы, способствует укреплению
легочной ткани, лечит болезни
мочеполовой системы, улучшает
кровообращение и цвет кожи,
эффективен при заболеваниях
селезенки, благотворно действует
на пищеварение, обостряет аппетит
и вызывает чувство эйфории [6].
СИМВОЛИКА
Символика
оранжевого цвета занимает
промежуточное положение между
мягким и светлым желто-оранжевым
цветом апельсинов и горячим
огненно-красным цветом пламени.
В
живописи оранжевый цвет
предпочитают для изображения
яркого солнца, спелых плодов,
прекрасных человеческих тел.
В
христианской традиции оранжевый
цвет используется для изображения
Св. Троицы, при росписи несущих
космическое начало пасхальных яиц.
Оранжевый
цвет символизирует развитие,
направленность на успех [6]. Как
самый кричащий он занимает
господствующее положение в ряду
других цветов либо благодаря
своему позитивному преобладанию
над ними, либо из-за негативного
эффекта вытеснения других цветов (в
зависимости от положения
оранжевого цвета в контексте
позитивного и негативного полюсов
символического значения). Недаром
спасательные жилеты альпинистов,
спецовки дорожных рабочих,
надувные спасательные жилеты
моряков окрашены в этот самый
броский цвет.
Оранжевый
цвет называют "flamma amoris et caritatis” -
пламенем любви и милосердия.
АРХЕТИПЫ
Архетипы
оранжевого цвета нельзя
рассматривать изолированно от
красного цвета. Символика желто-красного
и "чистого”
красного цвета во многом
пересекается.
Желто-красный
цвет связывают часто с Серафимом (евр.
"огненный”,
"пламенеющий”),
наиболее приближенной к
Божественной любви сущности. У
Серафимов по шесть крыльев - двумя
они закрывают свое лицо, двумя
закрывают ноги, двумя летают [5, т. 2,
с. 427]. Один из Серафимов очищает
уста пророка Исайи, коснувшись их
горящим углем, и этим приготовляет
его к служению. Этот сюжет
использован в стихотворении А.С. Пушкина
"Пророк”.
С
оранжевым цветом связан созидающе-преобразующий
дух огня, образ Меркурия. Считалось,
что Меркурий может обеспечить не
только торговую прибыль, но и
указать зарытый клад [5, т. 2, с. 140].
Кельтская
богиня молодости и любви Идуна (др.-исл.
Идунн - "обновляющая”)
является в желто-красном обличии. В
скандинавской мифологии ей
принадлежат чудесные золотые "молодильные”
яблоки, благодаря которым боги
сохраняют вечную молодость [5, т. 1,
с. 480].
Как
уже упоминалось в связи с красным и
желтым цветом, воинственная сила
Марса и огонь Сатурна символически
воплощаются в желто-красных тонах.
Желто-красные,
оранжевые тона символизируют
также несущие опасность
вулканические силы, вырывающиеся
из глубины земли и внутренней
глубины, существа тела. В этом
контексте оранжевый цвет подобен
взрыву. Оранжевый цвет - это
распространяющаяся, струящаяся
энергия.
Оранжевый
цвет может символизировать теплый,
золотой желток пасхального яйца. В
сияющем оранжево-красном цвете
является также женская мудрость -
София. Она несет в себе мудрость
особого рода: не холодный мужской
рационализм, а эмоционально
согретую, согревающую и оживляющую
женскую духовность. В иконографии
ее лик и руки - огненного цвета. [8]
Послесловие:
Густав
Климт
В
живописи архетип оранжевого цвета,
пожалуй, ярче всего нашел
воплощение в творчестве
австрийского художника рубежа
веков Густава Климта (1862 - 1918). Его
картины отражают дух Вены Зигмунда
Фрейда, а преобладающий оранжевый
цвет символизирует силу либидо.
Уже
в первых работах Климта оранжевый
цвет явно доминирует. В картине "Басня”
(1883 г.) светло-оранжевый цвет
используется для изображения
обнаженного женского тела как
соединения эротизма и мудрости;
ярко-оранжевый - для изображения
великодушного льва - царя зверей,
пощадившего мышь и
вознагражденного за это, когда та
перегрызла пленившие его сети;
рыжий - для изображения лисицы,
наказанной за хитрость.
Оранжевый
цвет использовался Климтом не
только в самих картинах, но и в
обрамлявших их искусано
выполненных рамах. Портрет
пианиста Йозефа Пембауэра (1890 г.)
- на красном фоне, с золотой лирой -
помещен в широкую чеканную медную
раму, на которую нанесены рисунки
по классическим мотивам.
В
1898 г. Климт пишет картину "Афина
Паллада”,
ставшую символом объединения
художников-экспериментаторов "Сецессиона”,
первым президентом которого стал
Климт. Афина облачена в огненно-оранжевый
шлем и доспехи, по плечам из под
шлема спускаются огненно-рыжие
волосы - символ слияния
эротического и агрессивного
начала; ярко-оранжевое копье в руке
у Афины - символ фаллической
женщины.
Распускающиеся
оранжево-рыжие женские волосы -
ведущая тема многих картин Климта.
Волосы можно рассматривать как
сексуальный символ. Как символ
либидо они играют исключительно
важную роль во многих культурах,
традициях и религиях. В картине "Nuda
Veritas”
- Обнаженная Истина - рыжие
распущеные копной волосы
опускаются на обнаженные плечи и
грудь. Картину окружает широкая
рама того же цвета, что и волосы, на
которой написано изречение
великого немецкого поэта Фридриха
Шиллера: "Твои
дела и твое искусство не могут
нравится всем: делай то, что
считаешь правильным, для блага
немногих. Нравиться слишком многим
- плохо”.
О
том, что женская чувственность
может быть разрушительной силой,
заявляют оттенки оранжевого цвета
на картине "Юдифь
и Олоферн”
(1901 г.). Чтобы спасти свой народ
от полчищ ассирийского царя
Навуходоносора, молодая и красивая
еврейская вдова Юдифь вошла во
вражеский лагерь и соблазнила
ассирийского полководца Олоферна.
Тот воспылал к ней любовью, а Юдифь,
напоив его вином, отрубила спящему
полководцу голову.
На
картине "Враждебные
Силы”
(1902 г.) Климт изображает
сатанинскую сферу, в центре
которой огромная обезьяна - гигант
Тифей, против которого не могли
бороться даже боги; рядом с ним -
его дочери (Болезнь, Безумие и
Смерть). Посередине картины
художник изобразил трех
обнаженных женщин - Буйство (распущенные
огненно-рыжие волосы, зовущая к
страсти поза), Разврат (солнечно-оранжевые
волосы, сладостная поза) и
Излишество (оранжевые украшения и
браслеты, полные формы).
Эротическое
значение оранжевого цвета
достигает своей кульминации в
картинах Климта 1907 - 1908 годов "Даная”
и "Поцелуй”.
Даная, дочь царя Аргоса, была
заперта отцом в недоступной башне,
в которую не мог проникнуть ни один
мужчина. Лишь Зевс, сладострастный
повелитель богов, превратившись в
золотой дождь, смог насладиться ею.
Распущенные огненно-оранжевые
волосы, согнутые колени,
вспыхнувшее лицо женщины выражают
божественный экстаз.
"Поцелуй”
- самая известная картина Климта.
Она считается апогеем его "золотого”
периода, гимном оранжевому цвету.
Оранжевые тела мужчины и женщины
облачены в оранжевые одежды.
Оранжевый орнамент украшает
оранжевый фон. В рыже-оранжевые
волосы женщины вплетены яркие
цветы. А в нижнем правом углу
картины стоит оранжевая подпись:
Густав Климт.
Литература
7.
Обухов, Я.Л.:
Образ-рисунок-символ, Журнал
практического психолога, 1996,
№ 4,
с. 44-54
8.
Обухов, Я.Л.:
Красный цвет, Журнал практического
психолога, 1996,
№ 5,
с. 39-47
21.
Stefanescu-Goanga,
F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der
farben, in: Psych. Studien XII, 1912
|