Обухов Л. Я. Символика цвета (СИНИЙ)
Среди
ассоциаций, которые вызывает у
человека синий цвет, чаще всего
встречается небо.
Другие наиболее часто
встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада,
лёд.
Эти
данные подтверждают результаты
ассоциативного эксперимента,
проведенного ученицей К.Г.Юнга
Вереной Каст в 1980 г. [17]. На синий
цвет у испытуемых возникали такие
ассоциации, как небо - 23%, зеленый
(соседний цвет) - 18%, вода
- 10%, красный (полярный цвет) - 10%, море,
природа, новые земли, глаза,
бархатное
платье, глубокий, холодный,
светлая
радость, дух, алкоголь.
Синий
как цвет неба и моря символизирует
безграничные дали и бесконечные
глубины. В переносном значении
синий цвет часто используется в
таких распространенных выражениях
повседневной речи, как "синий (голубой)
цветок” и "синий туман” (символ
романтики, сказочного, чудесного),
"голубые дали” (импульс тяги к
дальним странствиям, например,
выражение "уехать в голубую даль”),
"синий дурман”, "синий нос”
пьяницы (состояние, в котором
изменяются пространство и время, в
котором собственные силы
переоцениваются, а реальность
недооценивается).
Психологическое
воздействие
Синий
цвет способствует размышлениям,
успокаивает и снижает давление.
Голубой цвет настраивает на
меланхолию [2]. В экспериментах
ученика В.Вундта Ф.Стефанеску-Гоанга
[21] испытуемые так характеризовали
воздействие синего цвета: он тянет,
манит к себе, несет в себе что-то
таинственное. Наиболее часто синий
цвет вызывает следующие
психические воздействия: он
создает тоскливое,
меланхолическое настроение,
вызывает спокойные чувства и грезы.
Очень темный индиго-синий цвет
вызывает угнетающе действующее
беспокойство, серьезность, грусть
и печаль.
Восприятие
синего цвета обыкновенно вызывает
ассоциации со Вселенной, с мыслью,
с верностью, с божественной
мудростью. Синий традиционно
считается женским цветом. Так, в
канонах христианства, синий - цвет
Царицы небесной Девы Марии.
Синий
цвет может оказывать тормозящее
действие на человека или порождает
своеобразное беспокойство и даже
печальное настроение, усталость
или слабую угнетенность. Он
выражает стремление к покою,
безопасности или забвению, к
гармонии или пассивной
чувствительности.
В
тесте "цветовых пирамид”,
разработанном Максом Пфистером и
его коллегами в Институте
психологии и характерологии
университета г. Фрайбург (Германия)
в 1951 г. [13, 14], испытуемому
предлагается сложить из набора
цветов сначала "красивую”, а
затем "уродливую” цветовую
пирамиду, например:
|
|
синий
|
|
|
|
|
желтый
|
желтый
|
|
|
|
красный
|
синий
|
красный
|
|
|
желтый
|
зеленый
|
зеленый
|
желтый
|
|
синий
|
красный
|
зеленый
|
красный
|
синий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По
результатам этого теста, красный
цвет соответствует, прежде всего,
аффективной отзывчивости
испытуемого (готовности к
раздражителю и возможности дать
разрядку раздражителю), а синий
цвет характеризуется как "цвет
интроверсии, цвет аффективной
регуляции и управления”.
Внутреннее управление и
направление через понимание, волю
и разум характеризуется
различными вариантами синего
цвета (берлинская лазурь). Здесь
явно проявляются совершенно иные
нюансы синего цвета,
чем в "голубом цветке”
романтической символики.
При
интерпретации теста "цветовых
пирамид” учитываются тонкие
нюансы каждого цвета в
соответствии со специально
разработанной классификацией. Так
"синий цвет №4” (берлинская
лазурь) соответствует "уходу
внутрь себя”, "обращение к самому
себе”, "концентрации на своих
собственных переживаниях”, т. е.
интроверсии, которая в
экстремальных случаях может
доходить вплоть до аутистической
изоляции. Этот цвет соответствует
смягчению, приглушению или отводу
эмоционального напряжения.
Напротив, "синий цвет № 2” (бирюзовый
синий) содержит возбуждающий
компонент. Он уже не столько
ограничивает и сдерживает (как
берлинская лазурь), а скорее несет
в себе что-то эластичное и может
быть даже хрупкое.
Макс
Люшер [18], который использовал в
своем тесте для синего цвета очень
темный оттенок, связывает синий
цвет с "расслабленной
чувствительностью”, ищущей "идеал
единства”. По мнению М. Люшера,
основному тону этого цвета
соответствует нежность, увлечение
и преданность, чувство
защищенности, укрытости и
безопасности. Синий цвет, по М.
Люшеру, может выражать также связь
с тенденциями прошлого. Темно-синий
цвет соответствует, по М. Люшеру,
религиозно-философски-медитативной
установке.
М.
Люшер отмечает, что потребность в
синем цвете повышается при
усталости и заболевании.
Темно-синий
цвет представляет для М. Люшера
цветовую репрезентацию
определенных базовых потребностей.
В физиологическом плане, это
потребность в покое, в
психологическом плане, это
потребность в удовлетворении,
удовлетворенности и мире. Тот, кто
находится в таком уравновешенном
состоянии, чувствует себя
включенным во что-то, связанным с
чем-то и защищенным, находящимся в
безопасности.
Синий,
по М. Люшеру, - это цвет "связывания,
привязанности, верности”. Синий
цвет создает предпосылку для
прочувствования,
глубокомысленного вдумчивого
созерцательного размышления.
Темно-синий цвет символизирует "ум”.
Предпочтение
или отвержение темно-синего цвета
в тесте Люшера соответствует
определенным установкам по
отношению к тому, что означает этот
цвет. Если предпочтение отдается
выбору синего цвета и он ставится
на первое место в ряду цветов, то
можно говорить об удовлетворении,
об осуществлении желаний и
потребностей, нежности и душевном
единении, чувстве защищенности,
укрытости и безопасности, а также о
религии и традиции.
Если
темно-синий цвет становится на
последнее место, то можно говорить
о неудовлетворенности,
потребности в покое и
доверительной связи с другими
людьми. Человеческие или
профессиональные связи могут
отсутствовать или быть нарушены,
например, если они не
соответствуют какому-то
внутреннему идеалу и
воспринимаются поэтому как что-то
скучное и сдерживающе-давящее, или,
если существующая привязанность
вызывает в данный момент ощущение
чего-то мешающего, отягощающего,
угнетающего, обязывающего и
сковывающего.
Отвержение
темно-синего цвета означает
бегство от ослабляющего
напряжение покоя и расслабления,
которых человек может даже бояться,
так как это состояние может быть
связано с депрессией или угасанием.
Это может быть также связано с
неосуществимостью того, к чему
стремишься. Часто это относится к
любимому человеку, коллегам по
работе или месту, где человек
должен жить. Существующие
человеческие и производственные
связи отвергаются, как
несоответствующие ожидаемому
идеалу, и воспринимаются как
скучные и парализующие. Так как, в
данном случае, существующие
контакты обременяют и угнетают,
они расцениваются как зависимость.
В результате, человек стремиться
избежать этой зависимости.
Синий
цвет часто отвергают люди, которые
испытывают длительный стресс или
напряжение. При обследовании более
5000 человек, курящих сигареты,
оказалось, что более половины из
них отвергают синий цвет. Это может
быть связано с тем, что возбуждение
от курения служит защитой от
атонии. Именно расслабляющего
покоя и атонии бессознательно
опасается человек, отвергающий
синий цвет.
Основная
психологическая характеристика
светло-синего (голубого) цвета, по
мнению М. Люшера [18], - беззаботное
веселье. Это цвет беспечности,
эмоциональности и общения, он не
предъявляет претензий и не
принимает обязательств. Голубой
цвет лечит бессонницу, болезни
печени, горла и голосовых связок,
воспалительные процессы и кожные
заболевания, в том числе связанные
с нарушением пигментного обмена -
витилиго; используется при детских
инфекциях, лечении абсцессов,
флюсов, нервных тиков и ревматизма,
снижает аппетит. Он уменьшает боли
и мышечное напряжение,
способствует глубокому и
ритмичному дыханию. Голубой цвет
дает ощущение прохлады, покоя и
простора. Он дает силы для терпения
и терпимости [5].
Светло-голубой
- это цвет женственности,
материнства и прочности семейных
уз [5].
М.
Люшер выделяет следующие
соматические симптомы, которые
соответствуют отвержению синего
цвета: невротические неприятные
ощущения в организме,
аллергическая экзема,
наркотическая и другие формы
зависимости.
Синий
цвет оказывает очищающее
воздействие, способствует
восстановлению нервной системы и
жизненных сил в организме,
усиливает способности к
сосредоточенности и медитации,
помогает при рассеянности, коликах,
спазмах, бессоннице, усиленном
сердцебиении, расстройствах
кишечника, зубных и головных болях,
нервном перенапряжении,
психических расстройствах. В Индии
и арабских странах синему цвету
приписывали исцеляющую небесную
силу против чумы, которую, в свою
очередь, приписывали действию
красного хтонического огня. Синий
цвет способствует борьбе с
инфекциями и воспалениями,
легочными и горловыми
заболеваниями, различными
глазными болезнями, снижает
перевозбуждение и унимает
разбушевавшиеся страсти. Людям
интеллектуального труда
оказывается легче и продуктивнее
работать в кабинете с синей лампой
или синими шторами. [5]
H.Frieling
и X.Auer в книге "Человек, цвет,
пространство” [12] различают
действие темно-синего цвета как "углубленное,
конструктивное, спокойно-сдержанное”,
светло-синего, голубого цвета как
"тоскующее, полное тайн,
воспринимающее, тонко чувствующее”.
F.
Birren в книге "Психология цвета и
терапия цветом” рассматривает
синий как созерцательный (контемплативный)
цвет: ”Под воздействием синего
цвета время недооценивается, а
вещи ощущаются более легкими” [10].
В
цветовой системе синий определяет
цвета пассивного, отрицательного
полюса (см. учение о цвете И. В. Гёте
в статье "Красный цвет”, "Журнал
практического психолога”, 1996, № 5).
И. В. Гёте считал, что от синего
цвета исходит "неспокойное мягкое,
тоскующее ощущение”. В своей
наивысшей чистоте синий цвет - это
как бы "чарующее, очаровательное
нечто”. При этом слово "чарующее”
("reizend”) И. В. Гёте использовал
всегда в значении "восхищающее”,
"привлекательное”, "побуждающее”,
"притягательное”. Если голубой
цвет, по И. В. Гёте, углубляет
действительность, создает
воздушную перспективу, как бы
одухотворяя зримое, то темно-синие
тона зрительно уменьшают объем
фигуры.
E.
Heimendahl в книге "Свет и цвет”
связывает символическое
воздействие синего цвета с "тоской
по чудесному”, считая, что синий
цвет "зовет нас к основам основ, а
сам в свою очередь основ не имеет,
потому что сам бездонен, ибо в
синем цвете мы чувствуем глубокое
духовное указание устремиться к
какому-то неземному миру, к небу в
его бесконечном строгом звучании”
[15]. E. Heimendahl связывает синий цвет с
такими глубокими понятиями, как:
постоянство, упорство и
настойчивость; преданность,
самоотверженность, увлечение
своим делом; серьезность,
строгость; а также: сосредоточение,
углубленность, сдержанность. Из
всех цветов, по мнению E. Heimendahl,
синий меньше всего вызывает
чувственные впечатления и больше
всего духовные.
Иоланда
Якоби связывает темно-синий цвет (как
и в старинных сонниках) с глубиной,
ночью, покоем, смертью; тускло-синий,
туманный цвет со страхом, чувством
потерянности, печалью. Символика
синего цвета, по И. Якоби, выражает
покой, дистанцию, верность и
воздержание. В то же время И. Якоби
указывает на демоническую
составляющую синего цвета: что-то
призрачное, потустороннее, а также
на его "опустошенный рационализм”.
С другой стороны, синий - это цвет
опьянения. [16]
Василий
Кандинский считал синий "цветом
погружения”. В своих физических
стремлениях синий цвет уходит
прочь от человека и устремляется к
своему внутреннему центру. Чем
глубже становятся оттенки синего
цвета, тем сильнее зовет он
человека в бесконечное, пробуждает
тоску по чему-то чистому, по
сверхчувственному. Синий цвет
создает элемент покоя. Глубокий
синий цвет представляет для В.
Кандинского вечный сверхземной
центр тяжести цветов,
в то время как в глубоком
зеленом цвете в противоположность
к этому воплощается земной покой,
удовлетворение и
самоудовлетворение.
Для
J. Chevalier синий цвет - это самый
глубокий цвет. Взгляд в нем как бы
тонет, не встречая никаких
препятствий, и теряется в
бесконечном. В то же время, синий -
это самый нематериальный из всех
цветов. Природа проявляется в нем
своей прозрачностью, как в воздухе,
воде, кристалле, алмазе. J. Chevalier
считает синий самым холодным и
чистым цветом.
Если
светло-синий, голубой цвет - это
цвет мечтаний и грез, то темно-синий
- это цвет сновидений. Таким
образом, образуется шкала оттенков
синего цвета от светлого дневного
синего цвета до темного ночного
синего цвета, где светлый, голубой
цвет неба символизирует мечтания,
грезы и фантазии, а темно-синий
цвет моря (ультрамарин и ночной
синий, индиго) - цвет сновидений,
мистики, бессознательного. На
родственном санскриту языке пали (Индия)
слово темно-синий ("нила”)
означает также "медитацию”. Ясный
оттенок средне-синего цвета
("Берлинская лазурь”)
символизирует, по J. Chevalier, ясность,
рациональность, прямолинейность и
духовность.
Символика
синего цвета в одежде
Все,
что М. Люшер связывал с
предпочтением или отвержением
синего цвета, справедливо, конечно
же, и для того, какую одежду
выбирает человек и что этот выбор
может означать.
Говоря
о синей одежде, часто возникает
ассоциация с шелком и бархатом, с
одной стороны, и
джинсовой тканью, с другой.
Шелк и
бархат - это мягкие, ласкающие тело
и кожу ткани, пробуждающие в
человеке волшебство нежности. В
них всегда чувствуется дыхание
неба и ночи, что-то тонкое и
праздничное: вечернее платье,
красивая мантия.
В
противоположность этому, грубая,
прочная, долго не изнашивающаяся
синяя ткань используется для
рабочей одежды, а также в ставших
повседневными голубых
джинсах. Будничная,
непраздничная, делающая всех
одинаковыми синяя униформа -
повседневная одежда большинства
населения Китая, вызывающая
ассоциацию "синих муравьев”.
Синие кители - рабочая одежда на
многих предприятиях. Темно-синяя
форма используется служащими
железной дороги во многих странах.
Форма летчиков тоже синего цвета. В
ней есть что-то от синего неба,
цвета простора, зовущего вдаль, но
и подчиняющегося определенной
строгой дисциплине. Синий - цвет
формы полиции и милиции.
Синий
- классический цвет формы моряков,
принятый во всех странах мира, цвет
просторов моря, флотского порядка
и дисциплины. Синий цвет испокон
веков использовался в военной
форме. Образ "голубых драгун”
стал поэтическим символом. Оттенок
синего цвета "берлинская лазурь”
получил свое название от синей
формы прусских полков. Именно с
этим оттенком синего цвета H. Heiss и R.
Hiltmann [13] связывают функцию контроля
и управления.
Голубой
цвет джинсов характеризует
определенный стиль жизни и
принадлежность к определенному
социальному слою и возрастной
группе. Изначально это был символ
жизни ковбоя и фермера,
независимого, самостоятельного,
умеющего справиться с любыми
трудностями.
Люди,
избегающие в своей одежде синий
цвет, могут
протестовать таким
образом против любых норм и
авторитетов. Если женщина избегает
шарма голубого платья или темно-синего
бархата, это может
свидетельствовать о неуверенности
и зажатости. Иногда отвержение
синего цвета в одежде может быть
связано с отчасти бессознательным
отвержением родителей.
Первичный
опыт
На
всем протяжении существования
человечества люди ощущали и
ощущают себя и свой мир под синим
сводом неба. Синий
цвет неба - это впечатляющее
воздействие земной
атмосферы на наш глаз,
преломляющей и осветляющей
черноту космоса и отражающей в то
же время солнечное излучение,
спасая нас от разрушающего
действия ультрафиолета. Куда бы мы
ни посмотрели, мы видим голубую
даль неба. Синий и голубой цвет
дает нам ощущение бесконечной
прозрачности и, в то же время,
защищенности.
Переживанию
синего цвета неба противостоит
переживание синего цвета воды, в
которой, в свою очередь, отражается
небо. То, насколько оттенок цвета
воды отражает настроение человека,
хорошо видно в "Сказке
о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
[7].
"Жил
старик со своею старухой
У
самого СИНЕГО моря...”
Когда
старик во второй раз приходит к
морю попросить у рыбки избу,
"ПОМУТИЛОСЬ
синее море.”
Ведь
"Еще
пуще старуха бранится,
Не
дает старику мне покою:
Избу
просит сварливая баба”.
Когда
"Еще
пуще старуха вздурилась...
По
щеке ударила мужа...
ПОЧЕРНЕЛО
синее море.”
И
наконец, когда
"Еще
пуще старуха вздурилась...
...
на море ЧЕРНАЯ буря...”
По
мере погружения в глубину
изменяется оттенок синего цвета от
бирюзового до ультрамаринового (василькового).
Сине-зеленая градация цвета моря
придает ему характер загадочности.
На
земле человек переживает синий
цвет, рассматривая синие камни.
Среди ювелирных камней синего и
голубого цвета бирюза считается
талисманом, помогающим в сердечных
делах. Это символ неизменной и
верной любви. Распространено
мнение, что бирюза приносит
счастье и мирит супругов,
примиряет все враждебное,
прекращает ссоры, устанавливает
мир в семье. Однако, людям, не
соблюдающим нравственные заповеди,
злобным, недоброжелательным
бирюза приносит несчастье.
Считается, что этот камень
обладает лечебными свойствами:
бирюза помогает тем, кто мучается
от бессонницы или ночных кошмаров;
созерцание бирюзы по утрам
улучшает зрение.
Самая
глубокая и насыщенная
материализация сущности синего
цвета воплощается в красивейшем
драгоценном камне лазурите (ляпис-лазури).
Это ярко-синий камень с
вкраплениями серебряных блесток,
что делает его похожим на ночное
небо со звездами. В V‑I вв. до н. э.
лазурит называли сапфиром. Сапфир
воплощающий прозрачность как
таковую, цвет воздуха, небесное
творение, открывающееся в чуде.
Сапфир - это камень верности,
целомудрия и скромности. Кроме
всего прочего, сапфир еще и
талисман влюбленных и новобрачных,
а также камень мудрых. Считается,
что сапфир возбуждает жажду
познания, укрепляет память,
усиливает благоразумие и
рассудительность, исцеляет от
меланхолии и привлекает симпатию
окружающих.
В
средние века символика
драгоценного камня связывалась со
спиритуальным значением элемента,
на который он похож. В случае
сапфира это небо. В христианской
символике средневековья синий
всегда считался "небесным цветом”.
Практиковалась медитация на
сапфире, которая воспринималась
как "медитация на небе”,
помогающая, среди прочего, при
глазных болезнях (синий цвет как
символ дали, хорошего зрения
далеко расположенных предметов),
освобождающая из тюрьмы и плена (синий
цвет как символ свободы,
безграничных просторов).
Прозрачно
нежную синь воды повторяет
аквамарин - прозрачный, зеленовато-голубой
камень. Встречаются и ярко-голубые
аквамарины. Это амулет счастливых
супружеских союзов, взаимной любви
и уважения. Аквамарин также служит
профессиональным талисманом
моряков, обеспечивает
безопасность в путешествиях и
победу в морских сражениях.
Считается, что аквамарин способен
успокаивать бури и охлаждать
страсти. Он помогает при болезнях
горла и зубов. Страдающим этими
недомоганиями рекомендуют носить
ожерелье из аквамарина.
В
живой природе синий цвет связан
для человека, прежде всего, с
цветами. Некоторые из них, например,
ярко-синяя горечавка, растут в
труднодоступных местах и поэтому
бывают особенно редкими и ценными,
символизируют что-то особенно
дорогое. Синий цикорий, называемый
также "ждущим у дороги”, и голубые
незабудки уже одним своим именем
говорят о символике эроса и
верности. В природе дикорастущих
синих и голубых цветов несравненно
больше, чем выращиваемых в садах и
на клумбах. Многие из них связаны с
весной, появляясь на свет вслед за
белыми и желтыми цветами. Один из
красивейших цветов наших широт,
излучающий небесно-синий цвет, и
как никакой другой цветок
напоминающий радужную оболочку
человеческого глаза - это василек.
Другой синий цветок - это синий
ирис (касатик). Эти цветы как бы
передают одухотворенную сущность
синего цвета.
В
христианской культуре, и особенно
в католической, многие синие цветы
используются для приношения Деве
Марии, Царице Небесной,
изображаемой в голубом плаще цвета
неба.
Тем
самым круг замыкается: воздействие
синего цвета на человека основано
на действии синего цвета неба с его
полной света
прозрачностью и воды с ее глубиной
и дальними просторами. Переживание
прозрачности и глубины связано с
переживанием трансцендентального,
божественного начала. Синий цвет
как бы опосредует связь между
небесным и земным, между Богом и
миром. Как цвет воздуха синий цвет
выражает готовность человека
принять для себя присутствие и
силу Бога, синий стал цветом веры,
цветом верности, цветом стремления
к чему-то таинственному
и чудесному. Как цвет морских
глубин синий цвет символизирует
глубины души, бессознательное.
От
прозрачности воды и воздуха синий
цвет приобретает такие свойства
как ясность, четкость,
рациональное понимание,
интеллектуальную силу духа.
Духовная составляющая синего
цвета ближе к небу, составляющая
души ближе к символике моря и
морских глубин.
Связь
синего цвета с воздухом, ветром
и облаками символизирует
мечтания, фантазии, потери
реальности вплоть до
существования в "воздушных замках”.
Синий цвет дурмана при алкоголизме
и наркомании воплотился в
выражении "сизый нос”.
И
наконец, синий цвет может быть
связан со страхом утонуть в бездне.
"Peur bleu”- так
называют французы метафизический
"синий страх”. Из Франции пришел в
наши сказки и злодей Синяя борода,
в котором соединились
деструктивное начало и страсть к
убийству.
Чудодейственная,
волшебная сторона синего цвета
отразилась в символике магов и
волшебников, появляющихся в синем
плаще или синем тюрбане.
|