Воскресенье, 01.12.2024, 13:59

Графика
и дизайн

Категории раздела
HTML [14]
коды для оформления веб-страниц
Психология дизайна [7]
Теория рисунка и живописи [0]
Разное [0]
Наш опрос
Хотели бы вы заниматься заочно компьютерной графикой?
Всего ответов: 63

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология дизайна

Дизайн как искусство интриги
Психология дизайна. Метелева Н. "Дизайн как искусство интриги" "Дизайн". Кое-что о корнях. Дизайн в России - это нечто особенное. При попытке определить видовую принадлежность этой импортной "культуры", буйно разрастающейся на русской почве, начинаешь понимать, что она, эта "культура", ведет себя хуже, чем сорняк. В ее ответвлениях блуждаешь, как в дремучем лесу. Все кустарники срочно постриглись в дизайнеры: художники-оформители, прикладники, декораторы, модельеры, конструкторы и т.д. Парикмахер стал дизайнером по прическе. Садовники окультурили букеты и клумбы и перестали существовать, теперь это фитодизайнеры. Развитие дизайна в нашей среде принимает подчас странные формы: как вам, например, понравится профессия "менеджер с основами дизайна"? Завораживает, особенно если попытаться понять, что сие значит: управляющий с основами моделирования, или заведующий с основами рисования, или нечто иное? Видимо, искусство дизайна, как грамотность, должно стать всеобщим, а слово "дизайнер", как и "грамотей", со временем приобретет совсем другой оттенок. Если на рациональном Западе под дизайнером подразумевается прежде всего конструктор, проектировщик, то его коллега на Руси имеет явно художественный уклон. Собственно, от художника он отличается акцентом. На вопрос "Почему это именно так?" художник ответит: "Я так вижу (вариант: чувствую)". И при желании устроит вам экскурс по предметам формообразования, композиции, цветовых соотношений и сочетанию теории искусства с практикой творческого произвола, присовокупив сообразно случаю эргономику, материаловедение, технологические нюансы и т.д. Дизайнер на аналогичный вопрос скажет: "Я так знаю". И устроит вам лекцию по тем же предметам. Это отнюдь не значит, что первый не знает, а второй не видит. Вся разница между ними в степени свободы от потребителя. У дизайнера она почти отрицательная, и когда ему случится вырваться из-под диктата утилитарности, функциональности, потребительского спроса и прочих предохранителей, вполне возможно возникновение столов с вертикальной столешницей или горизонтальных колонн, а история создания невидимой одежды общеизвестна. Собственно, с этого момента мы можем начать летописную историю регодизайна. Начала РегоДизайна. Для того, чтобы определить, нужен ли вообще-то этот неологизм в переполненном спецтерминами лингвистическом мире, рассмотрим утверждение, что Регодизайн (rego-design, от лат. "rego" - в значении управлять, править и "design" - конструкция, проект, чертеж, композиция; намерение, цель и т.д.) - это тенденция в развитии современного дизайна, сформировавшаяся в последние десятилетия ХХ века под воздействием научных исследований в области психологии, эргономики, биологии (анатомии и физиологии человека), медицины, эстетики, информатики, технологий, изобразительных искусств. Несмотря на прямое родство, проф. принадлежность и множество общих черт характера, регодизайн (РД) и собственно дизайн (СД) имеют столько же сходства, как, скажем, зубная паста и зубной порошок. При всей идентичности в области применения и технике использования, в основе их производства - различные технологические процессы. Конечно, с одной стороны, без этих предметов можно обойтись: не слишком давнее приобретение нашей культуры, но при условии, что вы не дорожите своим лицом. С другой стороны, их полезность доказана уже тем, что история дизайна, как и санитарии, началась и продолжается одновременно с историей изгнания человечества из Эдема, а дизайн одежды был первой сознательной работой человека еще в райских пределах. Кстати, то, что в настоящий момент процесс пошел вспять, и фиговая юбка стремительно исчезает от "мини" к "микро" и далее к нулю, внушает мне надежду на скорое возвращение туда, откуда вышли (если же у вас при этой картине возникли отличные настроения, счастливого пути в другую сторону). Вы и не заметили, наверное, что в предыдущем предложении мы коснулись сути, отличительной черты РД, потому что первое и последнее действие регодизайнера (дизайн), как и жреца (религия), вождя (политика), лицедея (шоу-бизнес), психоаналитика, психотерапевта и т.д. (медицина, психология) : "Внушай и властвуй". Основные обозначенные выше лица, науки и искусства могут существовать и действовать исключительно в безличной человеческой массе, они обращены ко всем, и без них ничто. Основные, но не все, так как психоаналитик (и прочие с той же приставкой) и регодизайнер всегда имеют "собеседника" - конкретного типа с букетом индивидуальных и личностных характеристик. Но если для психоаналитика (и иже с ним) это противосидящее лицо перед глазами - объект воздействия, то для регодизайнера его "собеседник" - такой же субъект действия, как и он сам, они сидит рядом и смотрят в одну сторону одними глазами на один объект, тщательно подготовленный регодизайнером к этому созерцанию. При этом организатор напрочь вылетает из списка перечисленных "внушателей и властителей", потому что он ничего сам не внушает и не властвует, у него чистые руки, и все, что требуется, делает с субъектом правильно настроенный объект. Если художник, создающий какой-либо предмет, заботится прежде всего об эстетике ("Красота требует жертв"), если конструктор, проектирующий предмет, думает прежде всего о качестве конструкции ("Жертве не до красоты"), если дизайнер заботится о том, как чувствует себя предмет в предметно-человеческой среде, как предмет "смотрится", как он потребляется, как он приспосабливается к другим предметам в человеческом обиходе и как нужно манипулировать предметом, то регодизайнер просчитывает к тому же, как предметная среда манипулирует человеком. Для полноты картины напомню, что слово "дизайн" имеет в английском языке значение "умысел" (с отрицательным эмоциональным оттенком "злой, коварный"), а "дизайнер" иногда переводится как "интриган". Вот теперь вы, должно быть, подготовлены к тому, чтобы решить, так ли необходим к жаркому соус, или приставка рего- к слову дизайн. Регодизайн (РД) - это психическое программирование субъекта посредством информационного воздействия объекта, осуществляемое в среде, специально организованной с целью достижения эффекта необходимой реакции субъекта на объект. Способ - организация средовой объектной информации средствами, оптимальными для данной цели. Регодизайн может быть позитивным и негативным, пассивным и активным. В последнем случае он превращается в мощное оружие психического воздействия на человека: раздражения, возбуждения (гиперактивация) или сдерживания, подавления, угнетения (гипоактивация). Пассивный РД всегда нейтрален, его влияние стремится к нулевой отметке, его задача - отсутствие выраженной реакции субъекта, поэтому его мы можем даже не рассматривать в настоящей статье. Негативный РД всегда агрессивен. Ваше самочувствие напрямую зависит от степени тайной или явной агрессии окружающей вас предметной среды (от стула, на котором вы сидите, до города, в котором вы живете). Задача позитивного регодизайна хотя бы частично нейтрализовать и компенсировать это негативное влияние, поэтому в первую очередь мы рассмотрим методы и примеры негативного характера в дизайне. Самые древние примеры использования средств дизайна в целях психического воздействия: · Монументальность культовых, правительственных сооружений, в том числе скульптуры. Эффект: подавление личности наблюдателя, внушение чувства униженности, ничтожности. Цель: управление психическим состоянием субъекта. · Возвышение места алтаря; трона правителя. Эффект 1. Для обладателей. Внушение чувства избранности, права на первенство. Цель: укрепление власти. Эффект 2. Для наблюдателей. Внушение чувства униженности, ущемленности, зависимости. Цель: утверждение власти над наблюдателем. · Выделение цветом одежды правителя (вождя, жреца и т.д.), запрет на использование данного цвета остальными. Эффект 1. Для обладателей. Внушение чувства избранности, права на первенство. Цель: укрепление власти. Эффект 2. Для наблюдателей. Внушение чувства униженности, ущемленности. Цель: утверждение власти над наблюдателем. Несколько более современных примеров бессознательного использования принципов регодизайна (применяются чаще всего от скудости как бюджета, так и ума): · монотонность архитектуры, масштаба и цветовой гаммы многоэтажных жилых комплексов - наиболее яркий пример длительного и стойкого влияния РД. Причем, скрытая агрессия созданной среды, направленная на разделение, подавление, нивелирование, а в конечном итоге уничтожение индивидуальности (безличная масса легко поддается воздействию, следовательно, легко управляема), проявляется в явно выраженной агрессии обитателей. О негативном воздействии подобной организации пространства на психику населяющих его одухотворенных предметов, например, людей, написано столь много, что добавить практически нечего, кроме того, что наблюдаемый эффект прямо пропорционален объему данной среды, длительности пребывания в ней и обратно пропорционален возрасту субъекта. Из менее масштабных, но не менее безобразных во всех смыслах приемов негативной организации обитаемого пространства можно отметить: · жесткие, как можно более неудобные скамьи или их отсутствие в канцеляриях, поликлиниках и других казенных местах. Реакция: среда вызывает раздражение, усталость, затем подавленное состояние посетителя; субъект становится легко уязвим для психической и эмоциональной обработки со стороны других субъектов. Эффект пропорционален длительности пребывания в данной среде. · там же: узкие, плохо освещенные, неопределенной тусклой цветовой гаммы коридоры. Реакция: среда вызывает усталость, подавленность, затем угнетенное состояние психики посетителя; он становится беззащитен перед агрессией извне. Эффект пропорционален длительности пребывания в данной среде. К слову. Никто никогда не создавал уютных тюрем. И не только из экономии на заключенных. Чем больше необходимость утвердить власть над личностью, подавить и, в конце концов, уничтожить, тем меньше в оформлении среды игры света, цвета и формы, тем больше стремление к монументализму в архитектуре и минимализму в интерьере. О минимализме в интерьере поговорим отдельно, если представится такая возможность. Средствами "дизайна" в процессе овладевания человеческой психикой сначала провоцируется физическая и эмоциональная усталость, потеря психической устойчивости субъекта, а основной способ - сведение к минимуму информационности среды, дезориентация индивидуума в пространстве и времени. Приемы отработаны веками и очень просты. Собственно, сводятся они к одному - искажение пропорций. 1. Нарушение естественных пропорций день/ночь: - длительное отсутствие или сведение к минимуму освещенности так же дезориентирует, быстро утомляет и вызывает чувство опасности и страха, как чрезмерно яркий свет, бьющий в глаза; - пульсация (мерцание) света вызывает усталость не так навязчиво и действует "исподволь", но доводит "пациента" до гипнотического состояния и открывает для психической обработки; 2. Нарушение цветовых пропорций: - сплошная монохромная окраска больших площадей в любой колер дезориентирует и утомляет, и тем быстрее, чем интенсивнее цвет и чем ближе он к красному концу спектра. Сплошной серый так же подавляет и разрушает психику, как сплошной красный, черный и т.д.; - цветовая "рябь", или пульсация цветовых пятен раздражает, утомляет, и приводит в гипнотическое состояние так же успешно; 3. Нарушение физических пропорций строений или интерьера в любую сторону от средне человеческой нормы восприятия. Особо распространено явление гигантомании - один из признаков гипертрофии претензий на власть (политическую, религиозную и т.д.) . Это не столько жажда удивить мир, сколько вполне естественный акт, свойственный всем крупным хищникам, "застолбить" занятую территорию. Что поделать, у каждого свой способ метки. Есть еще один психологический аспект этого явления: формирование инфантильности народного сознания, обращение к массовому подсознательному, насильственный возврат к пропорциям детского восприятия мира, когда все окружающие "взрослые" предметы слишком огромны, а родители (или претендующие на эту роль) подавляют ребенка (народ) своими непомерными размерами, силой и властью, и в то же время воспринимаются как источники сытости и комфорта. Характерно, что любые маниакально-депрессивные состояния властьпридержащих, в том числе гиганто-маниакальные, сопровождаются маниакально-репрессивными действиями, например, территориальными ущемлениями не только закононепослушных, но и вполне послушных субъектов. О степени лояльности власти к населению можно судить по количеству квадратных метров жилплощади, отведенных в пользование одной душе населения для ее там насущного пребывания. Достаточно сравнить изменения внутренней политики и норм жизнеобеспечения населения пространством. Орнитологам на заметку: как только вышеупомянутые нормы начнают тяготеть к размерам спичечного коробка, население из оседлого становится перелетным в последней попытке сохранить свободу передвижения. Итак, доминирование любой крайности, отклонение от "золотой середины" человеческого восприятия, от человеческих 36,6о С - провоцирует ненормальное состояние человека в настоящем или ближайшем будущем. Что касается прошлого, оставим этот вопрос открытым, потому что: кто сказал, что до изобретения градусника t36,6 по Цельсию всегда была нормой для тела здорового человека?
Категория: Психология дизайна | Добавил: admin (05.12.2009)
Просмотров: 1716 | Теги: психология дизайна, дизайн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]